Проект «Учусь работать»

Создание модели сопровождаемой занятости и профориентации для подростков и молодых людей с ментальными нарушениями

Проект рассчитан на подростков и молодых людей с ментальными нарушениями от 12 до 22 лет. Это подростки с аутизмом, различного рода задержками развития, как речи, так и общего психического состояния, алалией, Синдромом Дауна, с дефицитом внимания и двигательной расторможенностью, сенсорными особенностями (гиперчувствительность и низкая чувствительность) и другими речевыми, двигательными, психическими и сенсорными особенностями.

Инвалидность среди детей – это огромная проблема. Не только медицинская и социальная, но также и экономическая. По статистике детей инвалидов в мире становится все больше. Это тревожная тенденция. По мнению ученых, цифры будут продолжать расти.Международная организация труда сообщает, что среди населения трудоспособного возраста почти 400 млн – инвалиды. Многие из них нигде не работают. Большинство работодателей считают их недееспособными. По статистике работающих инвалидов всего лишь 20% от их общего числа. Например, в Индии, 70 млн инвалидов и только 0,1 млн из них сумели устроиться на работу. В США трудоустроенных граждан этой категории лишь 35%. Многие люди с ограниченными возможностями утверждают, что хотели бы трудиться и получать за это достойную зарплату, но их почти нигде не принимают. По состоянию на 1 ноября 2018 года, по данным Федерального реестра инвалидов (https://sfri.ru/), в Российской Федерации насчитывается 12 млн инвалидов, в том числе 665,7 тыс. детей-инвалидов. С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 2912.17 № 476-ФЗ, которым установлена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации.При этом предусмотрено функциональное взаимодействие органов занятости,учреждений медико-социальной экспертизы, волонтерских организаций, работодателей и наставников. Профориентации молодых людей с ментальными нарушениями присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации,коррекции, компенсации. Учитывая особенности таких детей и подростков, приобретение навыков и умений происходит медленно и требует постоянных многократных повторений,пока они не будут закреплены. Поэтому, чем в более раннем возрасте будут проводиться занятия по освоению трудовых навыков, тем больше вероятность, что к совершеннолетию человек с нарушениями сможет освоить вид деятельности, который позволит ему в будущем быть включенным в систему трудовых отношений. Наш проект предлагает модель сопровождения молодых людей и подростков с ментальными нарушениями для адаптации к трудовому процессу, которая основана на визуальных инструкциях, прикладном поведенческом анализе, сопровождении тьютора на протяжении всего трудового интенсива, жетонной системе поощрения выполненного трудового поручения, чек- листе выполненных работ, что позволит им заниматься трудовой деятельностью.

Проект предусматривает проведение групповых и индивидуальных занятий для подростков и молодых людей с ментальными нарушениями от 12 до 23 лет в специально оборудованном помещении специалистами по продуктивной деятельности с привлечением волонтеров, помогающих детям осваивать навыки. Учитывая особенности таких детей и подростков, приобретение навыков и умений происходит медленно и требует постоянных многократных повторений, пока они не закрепят навыки. В проекте планируется организация профориентационного обучения по следующим направлениям: работа на кухне, работа официанта, работа в саду, гончарное дело, работа по уборке помещений и придомовой территории, работа в прачечной и другие.Занятия в группе и индивидуально будут проходит с апреля по декабрь 2020 года с периодичностью 4 раза в неделю. Параллельно будет идти обучение для роли сопровождающего студентов профильных вузов и волонтеров.В июле 2020 года планируется выездной трудовой интенсив на базе эко-отеля в пос.Береговое, г.Ялта, где участники проекта — 12 подростков и молодых людей с ментальными нарушениями смогут применить полученные навыки труда. Формат интенсива- это организованный режим труда и отдыха, который предполагает погружение участника в реальный трудовой процесс. К каждому подростку или молодому человеку будет прикреплен обученный специалист по сопровождению, который будет помогать выполнять ему работу.Трудовой процесс будет организован с учетом индивидуальных особенностей каждого участника.Данный интенсив позволит опробовать на практике модель сопровождаемой занятости для молодых людей и подростков с ментальными нарушениями.Параллельно в процессе проекта будет идти профориентационная работа. Будут организованы не менее 10-ти выездных занятий на предприятия и садовые и фермерские хозяйства с целью обобщения полученных трудовых навыков. Также участники проекта обучаться основам финансовой грамотности.В октябре 2020 года будет организован круглый стол по теме: «Сопровождаемое трудоустройство и сопровождаемая занятость для молодых людей с ментальными нарушениями. Проблемы и пути их решения. Организация профориентационного обучения молодых людей с ментальными нарушениями», в котором примут участие представители учреждений и ведомств, а также учебных заведений, которые предоставляют услуги профессионального обучения для людей с ОВЗ. Также будут приглашены предприниматели,потенциальные работодатели. Будут рассмотрены эффективные модели профориентации и сопровождаемой занятости молодых людей с ментальной инвалидностью и предложены мероприятия для включения в региональную программу сопровождения занятости инвалидов.По итогам проекта будет выпущен информационный буклет по теме профориентации, трудоустройства и сопровождаемой занятости для распространения среди родителей, коррекционных заведений, общественных организаций.Календарный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления)